Не все приборы-измерители качества антифриза одинаково полезны!

К нам обратился наш клиент, большой московский автосервис. Практически бьют тревогу – «у вашего антифриза GT PolarCool Extra G12 температура кристаллизации -26°С». Без сомнения температура начала кристаллизации важнейший параметр качества антифриза понятный всем – никому не хочется чтобы его антифриз замерз уже в небольшой мороз. Немедленно выезжаем и спрашиваем как измерили, оказывается применяли прибор для экспресс- теста с Алиэкспресс.

это стрелочный денсиметр. Наливаем антифриз и правда показывает -26°С

это стрелочный денсиметр. Наливаем антифриз и правда показывает -26°С

Производители подобных приборов обещают быстрое и точное измерение, но при этом даже на сайте производителя в комментариях пользователи пишут, что прибор сильно завышает значение кристаллизации:

Есть и другие варианты экспресс-тестов:

шариковый денсиметр

шариковый денсиметр

Ещё один тип экспресс приборов – рефрактометр. Показанный здесь вариант имеет шкалу, градуированную в градусах.

рефрактометр со шкалой в градусах

рефрактометр со шкалой в градусах

Всё кажется просто – измеряешь показатель преломления и если значение показателя преломления больше 1,3420 температура начала кристаллизации -40°С и ниже! Но не всё так просто. Метод определения концентрации по показателю преломления очень точный, только точность эта касается чистых растворов, например очень точно можно определить таким способом температуру начала кристаллизации смеси химически чистого этиленгликоля и дистиллированной воды. В антифризе применяется технический этиленгликоль содержащий примеси, кроме того краситель и органические присадки, которые существенно могут изменять конечное значение показателя преломления. Вот по этой причине профессионалы не используют эти методы для определения температуры кристаллизации.

Кстати: самый простой способ характеризующий низкотемпературные свойства водосодержащих технических жидкостей называется температура начала кристаллизации в отличии от нефтепродуктов (например моторных масел), у которых измеряют температуру застывания. Эти понятия не просто так называются по-разному. Температура застывания определяется как среднее значение температуры, при котором масло перестает течь (мениск масла остается неподвижным). Температура начала кристаллизации это температура, при которой в тестируемом антифризе при охлаждении появляются первые единичные кристаллы, видимые невооруженным взглядом.

В присутствии руководителя сервиса открываем новую бочку антифриза и отбираем пробы для тестирования в лаборатории.

бочка и отобранные пробы

бочка и отобранные пробы

Так как вопрос от клиента был о температуре начала кристаллизации, то в лаборатории проверили температуру начала кристаллизации, плотность при 20°С и щелочное число. Применяли методы, описанные в ГОСТ 28084 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие». Температура начала кристаллизации по этому методу измеряется в приборе Баума-Фромма при охлаждении с применением жидкого азота. За температуру начала кристаллизации принимается температура как было описано выше.

лабораторная проверка температуры начала кристаллизации

лабораторная проверка температуры начала кристаллизации

Также проверили плотность и pH. Измерение плотности проводили при помощи прибора AОН-1

измерение плотности прибором AОН-1

измерение плотности прибором AОН-1

Измерение pH проводили pH-метром Экотест-2000.

измерение pH-метром Экотест-2000

измерение pH-метром Экотест-2000

Вот полученные результаты:

результаты

результаты

Сравним с паспортом качества на данную партию:

характеристики, заявленные в паспорте качества GT PolarCool Extra G12

характеристики, заявленные в паспорте качества GT PolarCool Extra G12

Из сравнения результатов с паспортом качества видно, что проверенные показатели практически совпадают, и можно сделать вывод о том, что испытанный образец полностью соответствует заявленному качеству по температуре начала кристаллизации, плотности и pH.

Кстати: ещё одна характеристика антифриза — температура кипения. Нужно сказать, что фактически измеряют Температуру начала перегонки и делают это при атмосферном давлении. В этом простом факте тоже может скрываться подвох, так некоторые производители антифризов указывают температуру кипения в автомобильной системе охлаждения, она гораздо выше примерно на 15-20 °С, связано это с тем, что в этой системе давление не атмосферное, а может достигать 2 атмосфер. Также температура кипения сильно зависит от высоты над уровня моря. Если измерить температуру кипения на горе Эльбрус, то она получится около 80°С.

Пользуйтесь правильными методами при проверке качества антифризов!